Джазмульт: "Swing Of Change". Друзья! Сегодня вашему вниманию предлагаю французский короткометражный мультфильм о джазе "Swing of change", снятый в 2011 году. Картина является студенческой работой и, на мой взгляд, выполнена очень талантливо. Место действия мультфильма — обычная мужская парикмахерская в те далекие времена, когда в обществе присутствовала расовая сегрегация. Владелец парикмахерской — весьма заносчивый мастер, который обслуживает исключительно "белое" население. Однажды у него ломается граммофон, на котором тот обычно слушал маршевые композиции, которые полюбил ещё со времен своей военной молодости. Оставшись в тишине, цирюльник услышал игру чернокожего трубача за окном и тут же прогнал его, отобрав инструмент. И с этого момента всё самое интересное в мультфильме и начинается: труба оказалась необычной, начав играть сама по себе, она увлекла парикмахера в удивительный мир свинга. Опомнившись только к ночи, мастер осознал, насколько сильно проник в его душу джаз, и понял, что мир для него уже никогда не будет прежним. Мультфильм, собственно, о том, что джаз, как замечательная музыка, может изменить даже самое закостенелое мировоззрение и преобразить человека, дотронувшись до его сути, до его души. Музыку для мультфильма написал Денис Ридингер (Denis Riedinger), а исполнили её музыканты филармонического оркестра Страсбурга. Есть ещё одна тема в мультфильме, которая интересна сама по себе и отражает историю развития стиля джаза как такового. В мультфильме парикмахер — бывший музыкант военного оркестра, после окончания войны вышедший в отставку. После окончания гражданской войны 1861-1865 годов в США были распущены духовые оркестры воинских частей и многие белые музыканты вернулись к своим мирным делам, далёким от музыки. Оставшиеся от них инструменты попали в лавки старьёвщиков, где продавались за бесценок. Оттуда-то чернокожие музыканты наконец смогли получить настоящие музыкальные инструменты. Повсюду стали появляться негритянские духовые оркестры. Разнорабочие, каменщики, плотники, разносчики в свободное время собирались и играли для собственного удовольствия. Играли по любому случаю: на праздниках, свадьбах, пикниках, похоронах. Они играли марши, танцы. Играли, подражая манере исполнения спиричуэлс и блюзов — их родной вокальной музыки. На своих трубах, кларнетах, тромбонах они воспроизводили особенности негритянского пения, его ритмическую свободу, причем играли они по слуху, учась у опытных музыкантов, так как нот они не знали. Так же по слуху сочиняли. В результате переноса негритянской вокальной музыки и негритянского ритма в инструментальную сферу родилась новая оркестровая музыка — джаз. Продолжая тему мультфильма о том, что свинг "всё меняет", немного коснусь истории "Эпохи свинга". К началу 30-х годов американцы оказались в состоянии экономического кризиса. Этот кризис 1929 года привел и к распаду как большого числа джазовых ансамблей, продолжающих традиционную линию (диксиленды, чикагское направление), так и многих оркестров раннеджазовой эпохи. На плаву остались преимущественно оркестры, играющие псевдоджазовую коммерческую танцевальную музыку. Следующий важный шаг в стилевом развитии джаза был сделан в первой половине 30-х годов, причем сделали его на первых порах белые музыканты. Известная в кругу негритянских джазменов музыка была вычищена, приглажена и подана под новым названием "свинг". Так менеджеры того времени пытались избавиться от негативного в социальном смысле оттенка жаргонного словечка "джаз". Но, как говорится, "как сакуру ни назови, цветёт она всё равно божественно". Так и джаз — лишь заиграл новыми гранями. Одной из главных форм воплощения стиля "свинг" стала импровизация солиста на фоне подготовленного и достаточно сложного аккомпанемента. Этот стиль требовал от музыкантов хорошей техники, знания гармонии и принципов музыкальной организации. По мнению многих знаменитых мастеров джаза, чьё творчество пришлось на период популярности свинга, не существует какого-либо различия между понятиями джаз и свинг, ибо, по их убеждению, джаза без свинга просто не существует. Для профессиональных джазменов свинг — это то чувство, без которого невозможно сыграть джаз. И лучше других это выразил Дюк Эллингтон, сыграв в 1932 году композицию "It Don’t Mean A Thing, If It Ain’t Got That Swing" ("Все, в чем нет свинга, не имеет смысла"). Вот некоторые высказывания известных джазменов о свинге. Бенни Гудмен: "Свинг — это ощущение ускорения темпа, хотя вы по-прежнему играете в том же самом темпе". Джин Крупа: "Свинг — полная и вдохновенная свобода ритмической интерпретации". Гленн Миллер: "Свинг нужно чувствовать, это ощущение, которое может быть передано другим". Чик Уэбб: "Неизменный темп, вызывающий ощущение легкости и расслабления, так что кажется, будто плывешь". Луи Армстронг: "Свинг — это то, чем в моем понимании является настоящий ритм". В аудиоподборке предлагаю послушать известных трубачей той самой "эпохи свинга". Желаю всем приятного просмотра и настроения в стиле "свинг"! Весь архив ДжазМульта вы можете найти здесь: Архив Джазового архивариуса Наталья Лупекина #JazzCalendar #ДжазовыйАрхивариус #JazzCartoon #JazzAnimation #ДжазМульт #SwingOfChange #15AprilJazz #НатальяЛупекина

Теги других блогов: мультфильм джаз история джаза